Мотокультиватор

Почвообрабатывающий агрегат мотоокучник-культиватор.

На вашем сайте я определил о почвообрабатывающем агрегате с не совсем простой схемой размещения рабочего органа — он был установлен между двух колёс, расположенных в продольном направлении, как у велосипеда либо мотоцикла Создатель статьи, Э.Педрикс из Эстонии, очень доходчиво растолковал преимущества таковой схемы. Кратко повторю их.
На протяжении работы подрезанный лемехом окучника пласт почвы давит и на ведущее колесо, содействуя лучшему его сцеплению с землёй
Копирующее колесо, находящееся перед рабочим органом, делает сходу пара ответственных функций: оно есть направляющим; разрешает заблаговременно задавать глубину врезания рабочего органа в землю; машинально поддерживает её в ходе обработки междурядий; копирует микрорельеф участка.

Так как ведущее колесо ориентировано в продольном направлении с направляющим, агрегат идёт по борозде как по рельсам. Наряду с этим под ведущим колесом оказывается невзрыхлённая земля — жёсткая дорожка
Эта мысль компоновки самоходного агрегата так мне понравилась, что легла в базу конструкции моего «ассистента». Обработка картофельного участка в течение восьми сезонов только подтвердила правильность моего выбора.

Сейчас подробнее о том, что из себя воображает этот почвообрабатывающий агрегат Машина достаточно удачно скомпонована из самых простых мотоциклетных, мотороллерных и деталей и автомобильных узлов.
Органы управления агрегата — мотоциклетного типа: к задним финишам лонжеронов рамы приварены половинки рулевых рычагов от мотоцикла с механизмами и ручками управления. На правом рычаге находится рычажок-монетка регулировки подачи горючего, на левом — рычаг-курок сцепления. Вот лишь переключение передач осуществляется по-автомобильному — рукояткой, расположенной на раме, перед водителем Рукоятка связана при помощи оси и Z-образной тяги с валом механизма переключения передач
Рама изготовлена преимущественно из металлических труб квадратного сечения 25×25 мм.

На ней расположены промежуточный вал, трансмиссия, органы управления, к ней же крепятся рабочие органы. Большая часть вспомогательных деталей и кронштейнов (как, к примеру, стойка бензобака и др.) варил по месту при сборке и компоновке агрегатов и узлов в единую конструкцию. На чертеже рамы они условно не продемонстрированы.
Тут же отмечу, что крепление промежуточного вала на раме оказалось достаточно замысловатым, потому, что нужно было исключить касание цепей трансмиссии о подробности рамы и в один момент обеспечить возможность перемещения промежуточного вала с целью их натяжения при необходимости. Исходя из этого в статье не смотря на то, что и привожу чертёж промежуточного вала (он-то нареканий не вызывает), вариант его крепления на раме воображаю лишь как управление к действию Возможно, кто из решивших сделать подобную конструкцию отыщет более простое ответ!

Базой самой же рамы послужила маятниковая вилка подвески заднего колеса от мотороллера «Тулица». От него же и ведущее колесо мотокультиватора Для увеличения сцепления колеса с землёй на «беговую дорожку» протектора шины устанавливается железный бандаж с грунтозацепами из равнополочного уголка 20×20 мм. Бандаж является обручем из двух полуколец, согнутых из металлической полосы сечением 30×5 мм Полукольца с одной стороны соединены между собой приваренным шарниром из дверной петли, а иначе стягиваются болтом М10 по окончании установки на шину

Ступица главного колеса была использована в сборе, только в ступице звёздочки был установлен новый подшипник № 60205 с защитой шайбой от пыли Дюралюминиевый литой кожух звёздочки был снят.
Двигатель ММВЗ-125 от мотоцикла «Минск» для окучника был выбран вследствие того что он имелся в наличии. Ранее он стоял на самодельном мотоблоке, что был не у дел и просто простаивал.

Двигатель оборудовал совокупностью принудительного охлаждения Выглядит она следующим образом: на цилиндр двигателя под головкой, к рёбрам охлаждения прикреплена болтами М4 вилка с размещённым на финише подшипниковым узлом, осью, ведомым и вентилятором шкивом. Ведущий шкив размещён и закреплен на удлиняющей коленчатый вал (а правильнее на его продолжении — роторе генератора) шпильке с резьбой Мб (такой же, как и крепление цилиндра к картеру).

В качестве «ремня» для привода вентилятора использовано резиновое уплотнительное кольцо цилиндра дизельного двигателя ЯМЗ-238 — оно кроме того не требует механизма (либо устройства) натяжения Для подачи более интенсивного потока воздуха на цилиндр был установлен кожух вентилятора, изготовленный из куска оцинкованной жести, его крепление на цилиндре осуществлено при помощи четырёх пружин.
На двигатель установил воздухоочиститель и карбюратор «бочкового» типа от мотоцикла М-103. Карбюратор прикрепил к цилиндру через самодельный переходник. Электронная совокупность зажигания — штатная В следствии всех доработок двигатель стал более надёжным, легче запускается и имеет хорошие тяговые характеристики

Совокупность питания двигателя предельно несложная — горючее к карбюратору поступает самотёком Топливный бак — от совокупности предпускового обогрева двигателя машины ЗИЛ-130, расположен и закреплён посредством хомута на отрезке трубы, заднего крепления мотора ММВЗ-125 Сам силовой агрегат будет над ведущим колесом, но чуть смещён вправо Закреплён он на раме посредством двух спаренных стоек.
Трансмиссия окучника включает в себя двухступенчатую цепную передачу: первая ступень имеет звёздочки: ZT = 14 зубьев и Z2= 41 зуб, вторая: Z3 = 9 зубьев, Z4 = 38 зубьев.
Промежуточный вал трансмиссии смонтирован за двигателем. Его финиши установлены в подшипниках № 60204. Корпуса подшипников расположены на стойках с регулируемыми тягами, что разрешает создавать натяжение двух ветвей цепных передач в один момент.

Выпускная совокупность двигателя скомпонована из двух подробностей: отрезка колена выхлопного патрубка с гайкой и глушителя из корпуса паяльной лампы, что разрешило обеспечить её большую компактность с хорошими чертями глушения шума, не в ущерб мощности Рычаг кик-стартёра — штатный, мотоциклетный.
Рамка копирующего механизма была изготовлена из трубы квадратного сечения Регулируемая тяга «копира» выполнена из прутка диаметром 12 мм и имеет два талрепа. Копирующее колесо — «дутик» от детской педальной автомобили идеально вписалось в неспециализированную компоновку окучника-культиватора.
Сменные почвообрабатывающие орудия агрегата надёжно фиксируются посредством болтов М12 в двух точках.

Первая (нижняя) точка крепления (а правильнее подвески инструмента на болте-оси) находится в торце маятниковой вилки и организована из двух удлинённых ушек. Кронштейны-проушины второй (верхней) точки крепления приварены в передней части рамы (около переднего узла крепления двигателя). К ним стойка рабочего органа подстыковывается через маленькие талрепы, разрешающие регулировать угол атаки орудия.

На подсоединение (либо отсоединение) рабочего органа требуется 10 — 15 мин..
Техника безопасности при работе на данном почвообрабатывающем агрегате решена полностью, и задача землепашца состоит только в управлении машиной и визуальном контроле качества обработки. Обработка участка ведётся на 1-й передаче с соблюдением простых требований агротехники В ходе обработки таковой тандемный самоходный окучник-культиватор фактически без помощи выдерживает прямолинейное направление перемещения и глубину обработки

При, в то время, когда подрезанный тяжёлый пласт почвы либо комок затормозит перемещение агрегата, ведущее колесо «фрезеровать» землю, неспешно углубляясь в неё Выход из данной обстановки достаточно несложен, необходимо скинуть обороты двигателя, надавив на ручки управления сверху вниз, вывести рабочий орган из почвы, тем самым высвободив его от балласта и создав нагрузку на ведущее колесо Добавив подачу горючего, окучник выйдет на исходную позицию и продолжит обработку участка.
Поворот окучника возможно создавать как на месте, при всецело выжатом сцеплении, так и на ходу агрегата с наклоном его в сторону поворота, наряду с этим рабочий орган не должен соприкасаться с землёй На практике убедился, что лучше трудиться на долгих участках — меньше устаёшь, да и экономия горючего большая
Относительно маленькая масса агрегата (около 70 кг), одна колея, рациональное размещение всех органов разрешают участок площадью 0.15 га обработать за время 45 — 60 мин., очень не напрягаясь.
Для ухода за посадками картофеля в зависимости от вида обработки использую разные почвообрабатывающие орудия. Для рыхления верхнего слоя междурядий и подрезании сорняков на переднем держателе устанавливаю культиватор, для окучивания — заменяю его на окучник На протяжении первого прохода агрегата контролирую качество обработки и фактическую глубину.

При окучивании картофеля окучник обязан насыпать ровный слой почвы на целый гребень с приваливанием её к стеблям растений и разрыхлением боковых дна и сторон борозды.

Чертежи, схемы агрегата для обработки земли
нажимаем-увеличиваем