Мотоблок для любой почвы

За базу собственного первого мотоблока я забрал «Вятича», техническое описание, эскизы главных деталей и узлов которого были опубликованы ранее на сайте umeltsi.ru. Но мои возможности и материально-производственная база отличались от того, чем располагал создатель «Вятича». В следствии показалась самоделка, мало бывшая похожим исходную конструкцию.

Собранная, как говорится, с миру по нитке, сельхозмашина не смотря на то, что и не смотрелась хлипкой, но перед тяжелыми суглинками отечественного нечерноземья пасовала — буксовала и скоро зарывалась в почву.

Не помогали ей, легковесной, ни достаточно замечательный двигатель от мотороллера «Электрон», ни «шины распутья» с шипами, наваренными на грунтозацепы. Намаявшись с таким горе — мотоблоком в посевную, было нужно разобрать его, дабы к лету смастерить себе мотопомощника покрепче, одинаково прекрасно трудящегося на разных землях и при любой погоде.

Главным условием при конструировании самодельного мотоблока, которое я себе поставил, было широкое применение отработавших узлов отечественной техники при минимуме их переделок. К тому же определенный опыт у меня уже был.

Плюс накопленные знания, умноженные на труд и терпение. В итоге оказалась приспособленная к местным условиям, надежная в эксплуатации фермерская машина (рис. 1), которую я назвал НЛС-2, либо легко «Нильс». Уверен: в случае если появится в ней когда-нибудь каждая неисправность, то особенных неприятностей, которые связаны с ремонтом, у меня не будет.

Как правило все сведется к замене отказавшего узла либо подробности.

Забрать, например, силовой агрегат и подмо-торную раму. Они, как и другое в конструкции НЛС-2, — промышленного изготовления (от мотоколяски СЗА без каких бы то ни было трансформаций). Либо редуктор-переходник: в его качестве употребляется основная передача от той же мотоколяски (i=2,08) с заблокированным дифференциалом.

Сделать это — заблокировать — не тяжело. Нужно только приварить шейку выходной полуоси к втулке, на которой «сидит» подшипник. Такую сварку возможно совершить, кроме того не разбирая сам дифференциал, направляться лишь обезопасисть сепаратор с шариками асбестом либо вторым несгораемым материалом.

Успешная работа мотоблока во многом предопределена многоступенчатой кинематической схемой трансмиссии, снабжающей, в отличие от «типовых» аналогов, повышенное передаточное отношение и соответствующие крутящий тяговое усилие и момент на выходе. Кроме редуктора-переходника в кинематической схеме имеется еще самодельный основной редуктор, образующий вместе с колёсной парой и главной передачей, забранными от списанного отечественного электрокара, высокоэффективный движитель.

Натяжение приводных цепей снабжает особый механизм, что крепится шпильками к выполненным из металлического уголка ползунам. Последние также смогут перемещаться, ослабляя либо натягивая приводную цепь. Для этого в ползунах сделаны пазы и преду смотрены крепежные болты М10 и два регулировочных винта (на рисунке не продемонстрированы).

Основной редуктор — одна из трудоемких конструкций. Корпус у него сварной (рис. 4) из заготовленных заблаговременно металлических пластин толщиной 10 мм с дисками усиления в местах установки подшипников с привинчиваемыми крышками. Швы — целые, исключающие подтеки масла.

К задней (относительно движения мотоблока) стенке редуктора приварен кронштейн-скоба для крепления грузовой тележки (в паре с которой «Нильс» преобразовывается в мини-трактор с «ломающейся» рамой) либо прицепных сельскохозяйственных орудий. К примеру, плуга — через особый узел заглубления (регулировки захода лемеха в землю).

Крышка редуктора кроме этого изготовлена из металлической пластины толщиной 10 мм. Винтами Мб она прикреплена к корпусу с маслоустойчивой прокладкой.
Валы и цилиндрические прямозубые шестерни забраны от выработавших собственный ресурс сельхозмашин.

Но в случае если имеется возможность, то лучше изготовить новые, не забывая, например, что промежуточный вал помогает еще и для отбора мощности. Неспециализированное передаточное отношение редуктора i = 6, модуль его шестерен m = 2 мм, ширина рабочей части зуба — 15 мм.

Дифференциал главного редуктора мотоблока «Нильс» забран от списанного электрокара отечественного производства, выпущенного до 1980 года, в то время, когда его изготавливали укороченным.

Приводить более подробное описание конструкции редуктора вряд ли целесообразно: так как у каждого самодельщика собственные возможности.

Нелишне лишь отметить тип смазки. «Нильсу» для работы больше подходят нигрол либо автол. В редуктор их рекомендуется заливать до 1/3 его высоты.
Достаточно занимательным с конструкторской точки зрения, а основное— нужным для мотоблока техническим ответом есть блокировка колес. У «Нильса» она осуществляется следующим образом.

На шлицевом финише правой полуоси проточена цилиндрическая шейка чуть глубже шлицевого паза, а в противоположном торце сделано резьбовое отверстие. При вращении регулировочного винта М12 полуось под действием цилиндрической пружины сжатия смещается вовнутрь дифференциала, выходит из зацепления со шлицевым отверстием «родной» шестерни и соединяется с соседней, блокируя колеса.

Рабочие (пахотные) колеса НЛС-2 изготовлены на базе штатных (от того же списанного электрокара). Применяемая наряду с этим разработка довольно-таки несложна. В ободе каждого диска прорезаны 16 пазов, в каковые вварены металлические пластины, служащие основанием грунтозацепов.

А приваренные между ними перемычки образуют зигзагообразные ободы пахотных колес.

Так же легко и, как свидетельствует практика, очень действенно выполнен узел регулировки захода плуга в землю (рис. 6). Он складывается из П-образного сварного корпуса, в установочно-ограничительные выступы которого входит пятка грядиля плуга, талантливая поворачиваться в вертикальной плоскости на втулочно-осевом шарнире.

Причем необходимый угол тут задает (с последующей ее фиксацией гайкой) шпилька М16. А за счет того, что швеллер грядиля приварен к поворотной пятке с маленьким разворотом в сторону отвала земли от плуга, обеспечивается правильность установки последнего на протяжении вспашки.

К грядилю крепится и отрезной нож.

Установка его под требуемым углом к земле и на нужную величину осуществляется посредством типового зажима с пластиной-накладкой и двух болтов М12 с гайками. А спереди у «Нильса» на V-образном кронштейне находится вспомогательное колесо. Назначение его — снабжать легкость при транспортировке либо попятном перемещении мотоблока.

Управляется НЛС-2 двумя штангами от мотокосилки (крепятся с маленьким смещением влево по ходу для лучшего удерживания мотоблока сделаного собственными руками в борозде) с рукоятями, и запасными ручками реверса и переключения скорости.
Главный участок пашу «Нильсом» на второй передаче, а очень тяжелые земли — на первой. Обеспечиваемая производительность — до трех— пяти соток почвы в час.

Технические документации и черчежи
(при нажатии увеличиваем)

с.Кисляков, Ивановская обл. …