Красим сами

«Краска — дело мамино», — утверждал В. В. Маяковский. Но лишь ли? Посмотрев в художественную литературу, вы имеете возможность выяснить, что не считая химиков и алхимиков, неприятности крашения занимали, например, Наполеона Бонапарта, Александра Меншикова, Максима Неприятного… Так что крашение — занятие давешнее и глубокоуважаемое.

В данной статье мы решили поболтать об окраске текстильных изделий, памятуя, что цвет в моде — далеко не последнее дело.

Но перед тем как вы повяжете клеенчатый фартук и наденете резиновые перчатки, принимаясь за окраску, дочитайте текст до конца. «Выкрасить да выкинуть», — так говорят в народе о итогах деятельности торопыг. А понимаете из-за чего?

Неизменно имеется риск, что изделие окрасится не хорошо, неравномерно: выкрасишь и выкинешь. Если вы не стремитесь к этому намерено (как, к примеру, при изготовлении известных «варенок»), то лучше строго придерживаться технологии, с которой вас познакомим.

За окраску стоит приниматься, в то время, когда на вещи показались выгоревшие места и вы желаете вернуть начальный цвет. Либо в то время, когда вам не нравится (либо разонравился), скажем, цвет приобретённой рубахи…

В большинстве случаев, любой текстиль возможно перекрасить только в более чёрный цвет. В продаже, действительно, имеется химические отбеливатели, но они вычислены на обработку вещей белого цвета, дабы вернуть их прошлую белизну. Да да и то при обработке необходимо строго следовать инструкции, выполнять осторожность — в противном случае хлор, содержащийся в большинстве отбеливателей, может проесть ткань полностью…

Приступая к окраске, нужно узнать, из какой ткани сделана вещь. взглянуть на этикетку. В случае если в том месте написано «100% хлопка» — ясно. Не смотря на то, что на импортных изделиях надписи, само собой разумеется, зарубежные.

Но и их возможно запомнить. В случае если написано «woll» либо «wolle» — это указывает «шерсть» соответственно по-английски и по-германски. «Хлопок» обозначается словом «cotton» (по-английски) либо «baumwolle» (по-германски), а натуральный шелк соответственно «silk» и «seide».

Чуть сложнее с синтетическими тканями. Вискозные, медноаммиачные и ацетатные волокна по-английски обозначаются «royon», а по-германски — «zellwolle». На полиэфирных изделиях в большинстве случаев пишут «plyester», а на полиамидных — «polyamide».

Но многие изготовители вводят и собственные, фирменные заглавия. Те же полиамидные dолокна в Соединенных Штатах довольно часто именуются «нейлон» либо «найлон», в Германии — «перлон» либо «дедерон», в Чехии — «силон», а в Польше — «стилон»… И без того со многими вторыми волокнами, а их в современной химии — пара десятков. Как тут быть?.. Попытайтесь вытащить из изделия в незаметном месте ниточку и совершите экспресс-анализ на огне, ориентируясь на таблицу 1.

Узнав вид ткани, из которого сшито изделие, легче подобрать подходящий краситель. Химики различают: прямые красители (для хлопчатобумажных тканей), кислотные (для шерсти), дисперсные (для капрона, нейлона и анида), активные (для хлопчатобумажных, льняных и вискозных тканей) и т. д. В большинстве случаев все это обозначено на этикетке, где приводится и главные правила пользования.

Обратите внимание, в какой как раз упаковке продается этот краситель. Эргономичнее всего, пожалуй, пользоваться жидкими красителями во флаконах.

Следом по удобству пользования идут пастообразные красители (в тюбиках) и жёсткие — в таблетках и порошках.

Все старания смогут пойти насмарку, в случае если на окрашиваемое изделие попадет хотя бы крупинка нерастворившегося красителя. Она образует интенсивное пятно — попытайся позже избавься (остается разве что перекрасить изделие в еще более чёрный цвет). Дабы этого избежать, краситель любого вида переводят в раствор.

Создавать такую операцию нужно бережно. Порошок либо пилюлю растворяют в тёплой воде, применяя отдельную посуду, скажем громадную стеклянную банку. Убедившись, что краситель всецело растворился, профильтруйте его через марлю. После этого раствор переливают в чистую, без накипи, просторную эмалированную посуду — громадную кастрюлю, ведро, бак-выварку (емкость не меньше 10-12 л на каждые 800 г сухого веса окрашиваемого изделия).

Красить нужно в мягкой воде, оптимальнее в дождевой. Водопроводную либо воду из колодца возможно смягчить, добавив соду из расчета 10-30 г на 25-30 л воды. В то время, когда выпадет осадок, профильтруйте воду и только затем заливайте ее в бак для крашения.

какое количество необходимо красителя?

На пакетике, в большинстве случаев, имеется советы. Для уточнения расчетов совершите опыт. Заберите маленькой лоскуток выбранного материала и окрасьте его в нужном режиме. Завершив крашение, кусочек ткани полощут в холодной, после этого в тёплой воде, отжимают и сушат для скорости утюгом.

Так как оценить интенсивность тона возможно лишь на сухой ткани. В один момент вы убедитесь и в верном выборе краски. Так как при крашении направляться учитывать, что краска из раствора накладывается на цвета самого изделия, а результат — что-то новое. (Таблица смешения цветов приводится на упаковке отечественных красителей.)

Перед тем как опустить изделие в красящий раствор, его нужно подготовить. В первую очередь спорите с вещей железную либо пластмассовую фурнитуру. (В красильных растворах металл обычно ржавеет, а пластмасса часто деформируется.) Подпорите подкладку для лучшей циркуляции раствора.

В случае если по окончании окраски вы планируете перешивать вещь, возможно ее и вовсе распороть.

После этого изделие, даже если оно новое, нужно выстирать. Дело в том, что в ходе изготовления кое-какие участки, скажем рубахи, имели возможность подвергнуться аппретированию, антистатической обработке и т. д. Это может помешать равномерной окраске. Помеха крашению и всевозможные пятна — очистите либо отстирайте их.

Выстиранная и прополосканная вещь погружается в красящий раствор при помощи древесных щипцов либо палки.

Не забудьте всегда помешивать раствор — краска ляжет равномернее.

Бак ставят на плиту и начинают нагревать. Наряду с этим направляться иметь в виду следующие советы:

1. Раствора должно быть в 10-20 раза больше, чем ткани.

В то время, когда желают взять более равномерную окраску, уменьшают скорость крашения, разбавляя раствор нужным числом воды.

2. Значительное влияние на скорость окраски оказывает температура раствора — чем она выше, тем стремительнее красится шерсть и, наоборот, медленнее хлопчатобумажные и вискозные ткани. Скорость крашения возможно кроме этого расширить добавками — поваренной солью при крашении хлопка и уксусом при крашении шерсти. Добавки подмешивают в конце крашения, в то время, когда краски в растворе уже мало.

3. На интенсивность окраски воздействует и длительность процесса. В большинстве случаев изделие нагревают до кипения и для получения светлого тона выдерживают 10-15 мин., тёмного — 20-30 минут и среднего — 30-50 минут.

По окончании того как бак с окрашиваемым изделием снят с плиты, раствору позволяют остыть, помешивая его. Мин. через сорок изделие извлекают из раствора и шепетильно полоскают сперва в холодной, а позже в тёплой воде.

Ткань нужно промывать горячей водой , пока вода не станет бесцветной. Напоследок изделие еще раз прополаскивают в холодной воде.

Сушка. Тут наподобие ясно.

Но все же мелкий совет: избегайте сушить на солнце либо вблизи печки. блузки и Рубашки оптимальнее сушить в тени, повесив на плечики.

…Как видите, окраска — не таксе уж сложное занятие.

Сейчас вы имеете возможность со знанием дела приступать к практике. И пускай ваши испытания будут успешнее, чем у мелкого Алеши Пешкова. Вы так как не планируете перекрашивать торжественную скатерть, как это обрисовано в повести М. Горького «Детство»?..

Подробности для любопытных

Изделия из синтетики красятся существенно хуже, чем из натуральных волокон. Исходя из этого их лучше не красить, а подкрашивать.

Совершенные средства для этого — «Весёлка» и «Фантазия». Они содержат красители для капрона и хлопка, разрешают одновременно и стирать, и подкрашивать изделия.

Занимательный эффект возможно взять при окрашивании изделий из смешанных волокон, к примеру: лавсан+хлопок, лавсан+шерсть, лавсан+лен.

Дело в том, что лавсан фактически не окрашивается красителями для натуральных волокон. Так что, применяв краситель для шерсти либо хлопка, вы имеете возможность взять неожиданную текстуру. Какую как раз, вы станете знать, совершив предварительный опыт.

Для ускорения процесса полоскания окрашенного изделия его возможно постирать. Под действием стирального порошка излишний краситель сходит стремительнее. Помимо этого, стирка дополнительно сглаживает окраску.

В случае если изделие из шерсти окрасилось неравномерно, попытайтесь выйти из неприятного положения, применяв раствор нашатырного спирта в воде (50 г спирта на 5 л воды). Раствор нагревают до 40-50 градусов и помещают в него изделие на 30-40 мин.. Затем вещь стирают, полоскают и сушат простым образом.