Делаем минитрактор

Увлекательное техническое ответ давешней конструкторской задачи, разрешающее свести к минимуму риск повредить растения при обработке междурядий пропашных культур мини-трактором, внес предложение В. Чирков из рабочего поселка Лотошина.
Ширина колеи легко может изменяться. Как говорится, по заказу! Так как передний мост у этого мини-трактора — раздвижной, а требуемая ширина колеи по заднему мосту (забран от автомобиля ГАЗ-51 с последующим укорочением его по уникальной методике) достигается методом замены простого колеса (правого) на особое, с наварной ступицей.

К новичкам в создании самодельных средств малой механизации себя не отношу.

Хотя бы по той причине, что многие мои разработки в далеком прошлом «тиражируются» вторыми любителями мастерить все собственными руками, а лучшие, такие, как мини-трактор МТ-5, завоевали награды кроме того основной выставки страны. А вот тяги особенной к мотоблокам не испытываю. Тем более — к «промышленным».

Уж больно большое количество вскрывается у них обычно недоработок. Ломаются подробности, «горят» ременные передачи. А чем восстанавливать! Вдобавок ко всему уж через чур, на мой взор, легки мотоблоки для обработки земли под картофель: буксуют. Косить — также детская забава.

Как, но, и при обеспечении транспортных работ (в наборе с прицепной тележкой).

уверенный: в хозяйстве нужен более универсальный и сильный механический ассистент — мини-трактор. Неравнодушен в к разработке таких автомобилей: седьмая уж на счету. Новая разработка (МТ-7) имеет пара громадные габариты — она на целых 650 мм дольше. Возможно было бы втиснуть всю конструкцию (см. иллюстрации) и в прошлые размеры, появляйся у меня в распоряжении хорошая комбинированная коробка передач вместо двух, последовательно соединенных.

Но, увы: самоделыцики обычно широкими возможностями в приобретении нужных узлов и блоков отнюдь не располагают. Берут иным — природной сметкой.

Мне, например, удалось все скомпоновать так, что маневренность нового, более замечательного, чем прошлые конструкции, мини-трактора осталась фактически такой же, как у MT-S.

По большей части за счет выноса двигателя вперед, наподобие всем известного «Кировца». Не смотря на то, что очень высокая маневренность данной машине при вспашке не так уж и нужна. Так как при ширине захвата в 500 мм и более возможно в конце каждого прогона и не разворачиваться, а… подавать назад.

Тем более что скорость у нового мини-трактора при вспашке почвы в 2 раза больше, чем у МТ-5.

Собран МТ-7 преимущественно из агрегатов и серийных узлов отслужившей собственный техники. Все их было нужно, конечно, перебрать, подновить износившиеся подробности.

Причем старалсв коренной переделке применяемые агрегаты и серийные узлы не подвергать. Во-первых, по причине того, что при выхода любого из них из строя замена уже особенных трудностей не представит. Во-вторых, убедился: переделки, на каковые с радостью идут кое-какие любители-конструкторы, грозвт подчас понижением надёжности и прочности того, что переделывается.

Забрать, например, первичный вал коробки передач от автомобиля ГАЗ-51. Использу в КП-51 в конструкции самодепь-ного мини-трактора, тяжело удержатьсв от соблазна укоротить как раз его. Но так как, обрезая вал, удаляют самое, пожалуй, полезное — шлицы. И сейчас уже для закрепления на валу звездочки, шестерни и т. п. приходится сверлить в нем отверстие под болт либо протачивать канавку под шпонку. Лишняя, на мой взор, работа!

Помимо этого, болт — не шлицы: при громадной нагрузке его может попросту срезать. А будь самодельщин разумнее, не укорачивай, побереги вал — никаких неприятностей не появится. На шлицы так как легко надевается диск сцепления с удаленными накладками, к которому возможно прикрепить элементарно любую подробность: фланец, звездочку и т. п. Вдобавок на валу остается хватает места, дабы установить дополнительные приспособления по отбору мощности для других агрегатов: водяного насоса, сенокосилки, циркулярной липы…

Никаких переделок, доработок нет и у силового агрегата, в качестве которого использован фактически безотказный двигатель от машины ГАЗ-69 мощностью 55 л. с, совместно со своей коробкой передач (имеющей три скорости вперед и одну назад) и сцеплением. Крутящий момент с КП-69, являющейся в этом случае первичной коробкой передач, передается на КП-51 конкретно, без «мягких» соединений, благодаря фланцам, скреп-пенным наглухо болтами.

Подобным образом осуществляется кроме этого сообщение КП-51 с фланцем кардана, установпенного на ведущей шестерне гпавной передачи. Перекосы тут, конечно, недопустимы.

Правильный центр продольной линии установки последовательно соединенных узлов силовой передачи от двигателя до копес заднего моста удается соблюсти, в случае если саму предварительную сборку вести, как говорится, на весу, располагая все на подставках так, дабы узлы пребывали в одной горизонтальной плоскости. Добившись отсутствия биений, болты на фланцах (муфтах) жестко фиксируют. Позже переносят конструкцию на раму мини-трактора, воображающую собой равнобедренную трапецию (высотой 2400 мм, с основаниями 680 мм и SS0 мм), выполненную из швеллера 120X50 мм на сварке, широкой попкой наружу.

Силовые и ходовые узпы крепят «по месту», создавая окончательную доводку кинематики (дабы нигде не появлялось перекосов). После этого опробуют всю конструкцию. Пускай двигатель некое время поработает вхолостую, для чего приподнимают задние колеса над почвой на козлах.

Убедившись, что все в порядке, устанавливают на собственные места остальные детали и узлы. Вообще-то я не приверженец слепого копирования чьей-либо, пускай кроме того самой успешной, разработки.

Уверен: рациональнее только ориентироваться на выбранную в качестве прототипа схему, применяя в собственной конструкции возможности и те детали, каковые у данного самодельщина имеются.

Исходя из этого, говоря о МТ-7, сознательно опускаю конкретные размеры и описание кронштейнов, прочих мелочей и «распорок», особенности крепления тех либо иных подробностей, узлов. Любой в меру собственных способностей и сил сам примет решение появляющиеся при изготовлении мини-трактора вопросы, а также — о замене, скажем, второй, дополнительной коробки передач от автомобиля ГАЗ-SI с коробкой отбора мощности и маслонасосом НШ (которых, допустим, у вас не выяснилось под рукой) на подобные, забранные от второй техники. Компонуя их в единое целое, нужно только помнить: у КП-51 зубья шестерен прямые, небольшие; у других же зубьв да и ход их нарезки иные. Значит, необходимы и соответствующие им коробки отбора мощности.

Гидронасос соединен бензо- и масло-стойкими бронированными стандартными шпангами с маслораспредепителем (любого типа) и гидробачком, силовым цилиндром для подъема навесных агрегатов, бульдозерной лопатой, и механизмом опрокидывания кузова прицепа.
Щиток устройств — комбинированный. Панель забрана от автомобиля КрАЗ, устройства-указатели — от вторых автомобилей с 12-вольтовым напряжением.
На правом переднем крыле МТ-7 вырезано прямоугольное отверстие — чтобы видеть положение колеса при контроле его хода на протяжении окучивания.

ТРАНСФОРМИРУЮЩИЙСЯ ПЕРЕДНИЙ МОСТ

«Изюминкой» в конструкции МТ-7 есть трансформирующийся передний мост. Применение данного технического ответа позволяет без проблем и скоро поменять ширину копей мини-трактора, что делается вправду надежным механическим ассистентом не только при вспашке поля, огорода, исполнении вторых (привычных для автомобилей для того чтобы рода) операций; возможно превосходно обрабатывать муждурядьв, сажать и окучивать картофель, другие корнеплоды с учетом практики и рекомендаций науки.

В базе предложенной мною идеи — телескопически вдвигающиеся приятель в приятеля конструкционные элементы. Наряду с этим размеры самой конструкции значительно изменяются. К примеру, при окучивании картофеля передние колеса МТ-7 отодвигаются друг от друга, и ширина колеи делается равной не 1080 мм, как в большинстве случаев, а 1400 мм. Длв грядок, нарезанных через каждые 700 мм, это хороший вариант.

А достигается столь удачное новшество очень легко.

Вместо единой поперечной бапки берется два швеллера: 120X50 мм и 100X50 мм, скрепленные между собой тремя болтами Ml2. Протяженность швеллеров соответственно 680 мм и 730 мм. При расширении колеи бопты отвинчиваются.

Верхний швелпер, пегко скользя по нижнему, выдвигается на требуемое расстояние (в данном спучае 320 мм). После этого оба швеллера снова скрепляются болтами.
Конечно, при раздвижке переднего моста нужно увеличивать и длину поперечной тяги.

Последняя составлена из двух отрезков металлических уголков, положенных приятель в приятеля и скрепленных между собой тремя болтами М8. При трансформации копей болты откручивают. Раздвинув поперечную тягу на требуемую длину, снова скрепляют уголки болтами.

Особенности элементов остальных и выполнения узлов переднего моста ясны из иллюстраций. Отмечу только, что снизу, посередине поперечной балки-швеппера 120X50 мм, приварена втулка, воображающая собой отрезок металлической бесшовной трубы 30X5 мм (ГОСТ 8734-75) длиной 120 мм.

Во втулку вставляется ось в виде бопта М20, проходящего через отверстия в двух поперечных кронштейнах (изготовленных из уголка 50X50 мм), привинченных к раме мини-трактора симметрично довольно составной поперечной балки. Последняя балансирует на оси-болте, поворачиваясь при езде по неровной земле на угол, ограниченный с обеих сторон упорами из уголка 45X45 мм. Кронштейны для более твёрдой фиксации дополнительно укреплены двумя расчалками, соединенными с рамой миии-трактора.

Рулевая колонка — от автомобиля УАЗ-452.

У моего механического ассистента она находится с правой стороны. Исходя из этого и крепление рулевого механизма с рулевым приводом на МТ-7 само по себе особенной сложности не воображает. Что касается рычага, то его снимают со шпицов и позже, развернув, опять насаживают, но уже в вертикальном положении.
Поперечная рулевая тяга!

При всей необычности ее раздвижной, конспективно изложенной выше конструкции изготовить это серьёзное звено не так уж и тяжело. Особенно для того, кто прекрасно знаком с газоэпектросваркой. Так как требуется всего-навсего приварить наконечники с шаровыми пальцами к элементарной совокупности из двух скользящих приятель по приятелю уголков 30×30 мм, скрепляемых тремя болтами М8.

ВЫРУЧАЕТ ОСОБЕННОЕ КОЛЕСО
Итак, при окучивании, скажем, картофеля переднее левое колесо выдвигается совместно со швеллером 100Х 50 мм и уголком 30X30 мм вбок на 320 мм. Колея по переднему мосту делается равной 1400 мм.

Возрастает на соответствующую величину и колея по заднему мосту. Но не за счет изменения последнего, а методом установки на месте левого заднего колеса другого: особого, имеющего особенную конструкцию (см. чертеж).

Нетрудно подметить, что от простого это съемное, применяемое только при работе с расширенной колеей, колесо отличается приварной ступицей.

Располагаясь между «основной» и «кольцевой» частями разрезанного автогеном диска, последняя как бы увеличивает длину задней балки. И вместо стандартной для МТ-7 колеи по заднему мосту — 1000 мм — получается (с учетом «автомобильного» метода крепления данного копеса) 1400 мм.
В отпичие от передних колес, имеющих шины 6,5-16 (от автомобиля «Волга»), задние копеса у МТ-7 — с шинами от трактора МТЗ-52, типоразмер которых (6,5-20) позволяет без проблем монтировать их на дисках копес от автомобиля ГАЗ-51. Съемное колесо тут кроме этого не есть исключением.

Рисунок протектора — «в елочку». Для повышения сцепной массы мини-трактора возможно советовать привертывание съемных грузов либо заполнение камеры через вентиль приблизительно на 2Д количества водой (с наступлением низких температур — 25%-ным водным раствором хлористого кальция, замерзающим при минус 32°С). При увеличении влажности земли, в то время, когда обоюдная сообщение ее частиц нарушается, увеличение силы тяги вышеуказанным приемом не обеспечивается. В этих обстоятельствах целесообразно снижать давление в шинах.

ЗАДНИЙ МОСТ: ДОЛОГ — УКОРОТИТЬ!
Задний мост от автомобиля ГАЗ-51 привлекателен для многих самодеятельных конструкторов мини-техники. Собственной надежностью, доступностью, наконец. Но вотдлина…

В это же время существует давешний метод, разрешающий кроме того в «домашних» условиях укоротить мост. Им-то я и воспользовался при изготовлении собственного МТ-7. Потому, что «М-Кя разработку укорочения заднего моста от автомобиля ГАЗ-51 ни разу не публиковал, а желающих ознак» Jt миться с ней, думается, предостаточно, рискну поделиться своим опытом.
Прежде асего нужно, очевидно, очистить ЗМ, удалив застарелое масло и на липшую грязь. После этого задний мост разбирают на отдепьные части.

Отвинтив соответствующие гайки, вынуть полуоси (см. рис.), а распоповинив картер, изъять дифференциал.

На чулках ЗМ острым зубилом срезают шляпки заклепок и посредством пробойника «утапливают» их вовнутрь, дабы позже кувалдой с опаской выбить чулки из корпуса. При необходимости иногда приходится посадочные места прогреть паяльной лампой. А дабы потом не мучиться при сборке, получая правильного совмещения взаимосопрягаемых подробностей между собой,— позаботиться о своевременном нанесении на корпусе и чулках дифференциала особых рисок (зубилом, до разъединения составных частей).

Чулки протачиваются по диаметру посадочной поверхности до подушки рессор, по окончании чего левый резцом укорачивают на 180 мм, а правый — на 235 мм со стороны дифференциала. Обрезанные чулки вставляются назад, в собственные посадочные гнезда. А дабы их основательно закрепить, через ветхие отверстия в дифференциале, где прежде пребывали выбитые вовнутрь заклепки, просверливаются в чупках новые.

Прошлые (либо изготовленные намерено с диаметром на 0,1 мм ббльшим) заклепки вбиваются в эти отверстия и завариваются заподлицо электросваркой. По окончании сборки всего моста он устанавливается на мини-трактор. К раме данный ЗМ крепится на болтах Ml2, проходящих через отверстия, предусмотрительно проделанные в нужных местах.

Размер А (см. рис.) выбирается таким, дабы минимальная ширина колеи по заднему мосту составляла 1000 мм.

Что касается полуосей, то они засвер.-пиваются со стороны фпанцев строго по центру на глубину, равную толщине самого этого фланца. Диаметр сверла — чуть меньше диаметра полуоси.

Потом полуось протачивают по диаметру сверла на соответствующую длину (см. рис., размер Б). Для правой полуоси это будет 235 мм. а для левой — 180 мм. Любая вставляется в собственный фланец и с обеих сторон основательно заваривается (использовать электросварку, не автоген!]. Дабы металл лри этом не «отпускался», иногда охлаждают полуось с фланцем водой. После этого полуоси укорачивают, убирая резцом на токарном станке все лишнее.

В ПОЛЕ И НА ОГОРОДЕ
Дабы мини-трактор не стоял без дела, нужно позаботиться о наборе разнообразных навесных и прицепных сельхозорудий. И в первую очередь для качественной вспашки, механизированной посадки (скажем, того же картофеля, вторых полезных культур), уборки и междурядной обработки выращенного урожая.

Советую для вспашки обзавестись одно- и полутораконными плугами, каковые возможно сделать собственными силами. Устанавливаются эти почвообрабатывающие орудия в гнездах особой рамы: сварной, из швеллера 80Х Х40 мм (см. иллюстрации), особый регулировочный механизм, исполнительный механизм и обрезиненное колесо гидропривода подвески. А так как у МТ-7 при вспашке правые колеса идут по борозде, то плуги заблаговременно устанавливаются с таким отклонением от вертикали вправо, дабы на протяжении работы они приняли перпендикулярное положение (компенсацию дает сам наклон корпуса мини-трактора).

Соответственно и носок у каждого плуга нужно развернуть на 1—2 градуса, но уже влево. Тогда сопротивление почвы, «выбрав» все зазоры, развернет машину (снова же вправо), и оба орудия окажутся в продольной плоскости мини-трактора.
Нарезка гряд осуществляется тремя окучниками (см. соответствующую иллюстрацию). При посадке клубней окучники переставляются соответственно в другие гнезда, и при одном заходе мини-трактора высаженные в готовую борозду клубни засыпаются с двух сторон окучниками.

Одновременно с этим третий окучник, установленный левее второго на 350 мм и чуть сзади его, нарезает новую борозду для посадки клубней следующей грядки. Другими словами за один проход МТ-7 делает и заваливание прошлой, и подготовку новой борозды.

При окучивании же картофеля передний мост, как уже говорилось ранее, раздвигается с одной, левой стороны до колеи 1400 мм. Заднее левое колесо заменяется на второе — особое, с приваренной удлиненной ступицей (см. вариант на фото).

И повреждений у обрабатываемого картофеля не появляется.

Чертежи конструкции самодельного мини-трактора
Нажимаем->увеличиваем.